
Исаак Лурия эль Леон учил, что душа умершего может войти в душу-неудачницу, дабы поддержать и наставить ее
Святой Ари, рабби Исаак Лурия, да будет благословенна память о нем, сказал, что если человек будет любить свою жену, как самого себя, он реализует эту заповедь, на которой основана вся Тора.
Исаак Лурия, 1534-1572, ученый Академии в Цфате (англ. Safed), много сделал для понимания системы сфирот. "Все в ней настолько взаимосвязано, говорил он, что мне трудно выразить это словами". Поэтому он не записывал своих поучений, они были изложены потом его учениками. Его толкования очень напоминали даосскую и тантрическую традицию. Легенды о нем самом ходили еще при жизни. Это он обосновал постулат о "Тринадцати вратах" (см. лекцию 8). Хасиды практиковали медитацию и совместное распевание молитв; молящиеся пели, двигались и танцевали, иногда принимали возбуждающие напитки, вместе достигая состояния экстаза
Как же возможно творение такого монокосмистского мира? Для объяснения драмы актуалистской парадигмы, мы можем прибегнуть к одной очень экстравагантной мифологической конструкции - к каббалистической теории "цимцум" Исаака Лурии. Это известный каббалист из Сафеда, акцентировавший, на мой взгляд, некоторые важные в истории религии, в истории богословия "догматические и метафизические откровения". Он описал выразительным мифологическим языком, как происходит этот удивительный процесс творения из ничто.
Некреационистские традиции исходят из прямо, принципиально противоположного подхода: Бог творит мир расширяясь, переставая быть самим собой, утрачивая свое тождество с самим собой, делегируя его вовне, а потом собирая назад. Креационистская идея творения из "ничто" (актуализм и монокосмизм) проистекает из совершенно иного понимания космогонического процесса. Исаак Лурия назвал этот процесс цимцум. Это слово означает "сжатие", "сокращение", "возврат". Доктрина "цимцум" очень важна для понимания того, сколь глубокие и неожиданные корни имеет актуалистское мировоззрение.
Доктрина "цимцум" предполагает, что в истоке процесса творения лежит не расширение божества, а его сужение. Здесь открывается головокружительная перспектива: представьте себе, что самотождественное божество еще в предтварных сферах начинает прятаться от себя самого, скрываться, сужаться, убегать, исчезать, стягиваться внутрь самого себя... В этом стягивании божества самого в себя, в процессе божественного возврата, "цимцум", заключается понятная философская импликация монотеизма (или, как говорил Ницше, "монотонотеизма"). Для того, чтобы единое божество было подлинно тождественно самому себе и ничему другому, для того, чтобы единое было единственным, а не всеединым, оно с необходимостью должно прятаться и скрываться от самого себя, то есть оно должно постоянно стягиваться. Такой возвращающийся в себя, и вместе с тем вечно удаляющийся от вероятного мира бог, бог доктрины "цимцум" Исаака Лурии и есть фундаментальная метафизическая предпосылка возникновения тварной реальности.
Исаак Лурия родился в 1534 году в Иерусалиме в семье беженцев из Германки. Погрузившись в изучение "Зогара", он стал вести жизнь отшельника. Семь лет он провел в размышлениях, живя в одинокой хижине на берегу Нила, посещая свою семью лишь по субботам и говоря только по-древнееврейски. Такой аскетический образ жизни привел к естественному результату: рабби Исаак стал видеть галлюцинации, поверил в то, что он постоянно связан с Ильёй-пророком и что его душа поднимается в небеса, где ее посвящают в тайны мироздания Шимон бен Иохаи и другие великие учителя, незримо присутствующие в его школе. В конце концов он перебрался в "священный" Сафед, и вокруг него вскоре собрался кружок учеников, среди которых были некоторые из лучших умов того времени. Благодаря им, он стал известен под именем Ари ("Лев") - аббревиатура слов Ашкенази рабби Исаак.